В одном из ранних, ставших мировой классикой мультфильмов Уолта Диснея «Фантазия» бегемот грациозно кружился в вальсе. Зрители аплодировали находке режиссера, понимая, что такое чудо возможно только в анимации. Даже прославленный дрессировщик Владимир Дуров говорил: «Все животные подвластны воле человека, от каждого можно чего-то добиться, невозможно только выдрессировать до конца гиппопотама».
Но мастера манежа Тофик и Людмила АХУНДОВЫ опровергли это заблуждение. Уже тридцать лет они демонстрируют всему миру уникальный аттракцион. Совсем скоро их знаменитое «Шоу бегемотов» впервые будет показано в Волгограде.
«Танцующие бегемоты» - так называется потрясающая программа, которая доставит много радости всем любителям цирка: и детям, и взрослым.
В программе циркового представления – не только всемирно известный аттракцион «Танцующие бегемоты», но и выступления акробатов на мачте, силовых жонглеров, воздушных гимнастов, велофигуристов, номер «ренские колеса».
Обезьяны-каскадеры, забавные хорьки – эти «братья меньшие» тоже подготовили веселые сюрпризы для зрителей. И, конечно же, какое цирковое представление без клоунады?
Гастроли Людмилы и Тофика Ахундовых продлятся в Волгограде с 10 июня по 3 июля.
Имена Ахундовых золотыми буквами вписаны в историю мировой дрессуры. Три десятилетия назад они представили на цирковой арене не имеющий аналогов номер с четырьмя дрессированными бегемотами. Это был мировой рекорд, который не удалось повторить ни одному дрессировщику.
В течение последующих лет состав тяжеловесной труппы Ахундовых менялся. Много лет настоящей звездой цирка была бегемотиха Жужа – умница в 2,5 тонны живого веса. Несколько лет назад Жужа умерла, как настоящая артистка, на манеже. И вот Тофик и Людмила Ахундовы воспитали новое поколение бегемотов. Во многих городах с триумфом прошли гастроли шоу, в котором центральные роли исполнили Яна, Злат и Аида – молодые животные, каждое почти в тонну весом.
Они играют в чехарду, строят «пирамидку», опираясь друг на друга, переворачиваются на спине (кстати, это первый в мире номер, в котором такое огромное животное совершает кувырки вокруг своей оси), взбираются по лестнице и танцуют вальс. Не только юные зрители, но и их родители смотрят как завороженные на то, как бегемоты, помахивая крохотными хвостиками, легко и уверенно выполняют все команды дрессировщиков.
Это кажется тем более удивительным, что до сих пор бегемоты в цирке использовались, скорее, как экзотический антураж. От бегемота в лучшем случае требовалось неспешно пройти по кругу, распахнуть гигантскую пасть, получить угощение и величественно удалиться за кулисы.
Заслуженный артист России Тофик Ахундов с такой ролью бегемота в цирке категорически не согласен: «Мое личное убеждение, что просто посмотреть животных люди могут в зоопарках, в цирк они приходят, чтобы увидеть дрессуру.
В цирке животные должны работать, исполнять трюки по силе их возможностей. Я всегда был сторонником трюков. Трюк - основа всего в цирке. И мой номер связан именно с дрессурой бегемотов, причем такой, какой в мире никогда не было. В частности, Аида (ей 4 года, и она вожак среди остальных животных) исполняет тройной переворот на спине».
Казалось бы, под руководством Ахундовых уже существует лучший в мире аттракцион с бегемотами. Но на достигнутом они останавливаться не собирались. Все это время они репетировали и с новыми животными – Зульфией и Гульнарой.
«В зоопарках бегемотов-малышей или нет, или они очень дорогие. А дрессуру необходимо начинать в первые месяцы жизни. Поэтому своих девочек я взял из дикой природы. К счастью, они показали себя очень талантливыми, - говорит артист. - Главное – помнить о характере этих животных. Бегемот – совершенно свободное создание, его невозможно, скажем, как верблюда, просто взять и повести. Ну а чтобы заставить бегемота танцевать или сделать пируэт, приходится проявлять очень большое терпение и ласку. Когда у нас появились бегемотики, моя супруга Людмила кормила их с рук утром и вечером. И малыши настолько привыкли к ее рукам и запаху, что теперь полностью ей доверяют. А когда животное доверяет, оно и слушается, и команды выполняет».
А еще Тофик Ахундов признается, что путь бегемота на арену лежит через желудок: «Заставить бегемотов выйти из ванны и двигаться по направлению к манежу могла только еда. Репетируя, я выстраивал от вольера с ванной до манежа целую цепочку кормушек, пока у них не выработался определенный рефлекс и они шли за кормушкой. Любимая еда, терпение и ласка - вот основной арсенал средств, имеющихся в распоряжении дрессировщика».